• Политика
  • Экономика
  • Общество
 
1292 Категория: Аналитика - Опубликовано: 16/07 - 13:03

БИШКЕК, 16-июль. — Eurasia Today. Еще в 2016 году Иран выдвинул региональную инициативу по расширению международного транспортно-транзитного коридора «Персидский залив – Черное море», в который, помимо самой Исламской Республики, входят Армения, Азербайджанская Республика, Грузия, Болгария и Греция. Иранский эксперт по Центральной Азии и Кавказу Вали Каледжи в своей статье назвал пять основных причин объясняющих интерес и поддержку Ирана к этому стратегическому транзитному коридору.

Данный мультимодальный коридор начинается от Персидского залива и южного Ирана, далее идет на север через всю страну, а затем идет в Армению и/или Азербайджан, откуда он достигает грузинских портов Поти и Батуми на Черном море.

КПП на границе Ирана и Армении ​​​​(Источник: otaghiranonline.ir)

 

Оттуда суда с колесным транспортом, везущим груз, пересекают Черное море, направляясь в болгарские порты (Бургас и Варна), после чего груз снова отправляется по дороге в Грецию и далее в ЕС (Silk Road Briefing, April 21, 2017).

После четырех раундов экспертных переговоров – в Тегеране (2016 г.), Софии (2017 г.), Тбилиси (2018 г.) и снова в Тегеране (2019 г.), пятая встреча экспертов по этому коридору была организована МИД Республики Армения в Ереване 19 апреля 2021 года.

Армянская и иранская делегации присутствовали на встрече лично, а представители Грузии, Болгарии и Греции – в формате онлайн (по причине COVID-19) (Mehr News Agency, April 21). Хотя Азербайджанская Республика также является участником этого коридора, из-за разногласий с Арменией посол Азербайджана не присутствовал на встрече в Ереване.

Вскоре после этого, 24 мая, министр дорог и городского развития Ирана Мохаммед Эслами отправился в столицу Армении и подтвердил желание Тегерана продолжить, по его словам, взаимовыгодные инициативы, способствующие углублению экономических связей, а именно созданию проекта межрегионального транспортного коридора Персидский залив – Черное море. (Armenpress, May 24).

 

Международный транспортно-транзитный коридор Персидский залив-Черное море (Источник: ЦАРЭС)

 

Пять основных причин объясняют интерес и поддержку Ирана к этому стратегическому транзитному коридору.

Во-первых, это подход Тегерана к диверсификации маршрутов сообщения с соседними странами. В основе этого лежит предпочтение «комбинированных перевозок», то есть сочетания мультимодальных морских, наземных и железнодорожных маршрутов.

В связи с этим Иран намерен соединить свои порты, расположенные в Оманском море (порт Чабахар) и Персидском заливе (порты Бендер-Аббас, Имам Хомейни и Хоррамшахр) на юге страны, с портами, расположенными на Каспийском море (Амир Абад, Новшахр, Анзали и Астара) на севере через иранскую сеть железных дорог.

Соединение Залива с Черным морем следует той же логике. Фактически, этот коридор соединит четыре ключевых морских бассейна, а именно: 1) залив и Оманское море (Иран), 2) Каспийское море (Иран и Азербайджан), 3) Черное море (Грузия и Болгария), 4) Средиземное море (Греция).

Вторая причина связано с желанием Ирана объединить несколько коммуникационных проектов для взаимного увеличения экономических выгод каждого из этих отдельных транзитных маршрутов.

Примечательно, что Международный транспортно-транзитный коридор Персидский залив - Черное море, Международный транспортный коридор Север-Юг (МТК СЮ) и Китайский экономический пояс Шелкового пути (трансевразийский элемент его более широкой инициативы «Один пояс, один путь») являются тремя стратегическими инициативами по транзиту, морские, наземные и/или железнодорожные маршруты которых проходят через Иран.

Эффективное объединение всех трех возможностей позволит Ирану соединить Оманское море и Персидский залив на юге, Афганистан и Пакистан на востоке, Среднюю Азию на северо-востоке и Кавказ на северо-западе.

Третья - развития Тегераном коммуникационных путей, пересекающих иранскую территорию, особенно коридора Залив - Черное море и МТК СЮ, связана с сотрудничеством Ирана с возглавляемым Москвой Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).

- Соглашение о преференциальной торговле (ПТС) между ЕАЭС и Ираном было реализовано 27 октября 2019 г. и предлагает более низкие тарифы на 862 вида товаров, из которых 502 являются экспортом Ирана в ЕАЭС (Financial Tribune, February 19).

- Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном через три года (27 октября 2022 г.) будет обновлено до полного соглашения о свободной торговле. Этот торговый режим, естественно, повышает важность двух вышеупомянутых транзитных маршрутов, что позволит более быстро и обширно перемещать товары между Ираном и ЕАЭС, особенно с РФ.

На Южном Кавказе Армения является единственной страной, которая является членом ЕАЭС и, следовательно, служит прямым мостом между Ираном и блоком, что четко подчеркивает важность международного транспортного и транзитного коридора Персидский залив – Черное море для Ирана.

И хотя соседняя Азербайджанская Республика в настоящее время не является членом ЕАЭС, это ближайший прямой маршрут сообщения между Ираном и важным российским рынком  (EDM, April 28). В этом отношении МТК СЮ, который пересекает Азербайджан, играет ключевую роль в мышлении Ирана.

Четвертая, побуждающая Иран развивать международный транспортно-транзитный коридор между Персидским заливом и Черным морем – это снижение его зависимости от Турции путем создания альтернативного маршрута для торговли и транзита в Европу.

Благодаря географическому расположению Турции и ее ключевому геополитическому положению на периферии ЕС, страна долгое время служила удобным выбором для иранских транспортных компаний, ведущих бизнес с ЕС. Однако ряд проблем за последние несколько лет вынудили Тегеран искать альтернативы так называемому «Среднему коридору», продвигаемому Анкарой.

В частности, Иран и Турция конфликтуют между собой из-за спора о транзите, возникшего из-за разных цен на топливо в каждой стране. Решение иранского правительства взимать с турецких грузовиков дополнительную таможенную пошлину для компенсации более дешевых цен на топливо в Иране привело к частым заторам на границе, когда грузовые перевозчики выстраивались в очереди длиной до 15 километров (Financial Tribune, April 23, 2017).

 

Пятая - желания Ирана построить транспортный коридор Залив – Черное море связана с текущими отраслевыми изменениями на Южном Кавказе после прошлогодней Второй карабахской войны.

Если Ереван и Баку смогут разрешить свои разногласия по поводу толкования статьи 9 Соглашения о прекращении огня от 10 ноября 2020 года, которая касается возрождения нескольких региональных железных дорог советской эпохи, то Иран получит возможность связать собственную железнодорожную сеть с Арменией и Грузией.

Эта железная дорога возьмет свое начало в городе Джульфа, в провинции Восточный Азербайджан на северо-западе Ирана, далее соединится с Джульфинским районом азербайджанского эксклава Нахчыван, а затем продолжится до Еревана и Тбилиси.

Важно отметить, что железнодорожный маршрут Нахчыван – Ереван может заменить используемый в настоящее время, но дорогостоящий и сложный железнодорожный маршрут из Еревана в город Мегри на ирано-армянской границе. Замена этого транзитного звена станет важной ступенькой на пути к полной реализации коридора Залив – Черное море.

Перевод статьи от т/к "Талышская правда"

Теги:

Курсы валют

IRR
0.02
0.00
USD
84.80
0.00
EUR
99.50
0.00
KZT
0.20
0.00
RUB
1.16
+0.44
TJS
7.49
-0.01
TMT
24.22
-0.03
UZS
0.01
0.00

Погода

 

+23°C Тегеран
+6°C Москва
+3°C Нур-Султан
+8°C Бишкек
+10°C Алматы
+19°C Душанбе
+23°C Ашхабад
+13°C Ташкент

Соцсети