С5+1покитайски:ВыгодыирискидляЦентральнойАзииотукрепленияотношенийсКитаем
- Информация о материале
- Просмотров: 1498
Бишкек, 16 мая – Eurasia Today. Китайский город Сиань с 18-20 мая станет центром политических и дипломатических событий. Там состоится саммит стран «Центральной Азии и Китай». Для четырех глав из пяти этот визит будет носит самый высокий статус – государственный.
Кыргызские эксперты и политологи накануне 15 мая в Национальной библиотеке КР провели круглый стол, на котором обсудили выгоды и риски сближения в сотрудничестве для стран региона с Китаем.
Отметим, что событие будет первым очным мероприятием с участием лидеров КНР и пяти стран ЦА. Саммит откроет новую страницу в истории отношений между Китаем и государствами Центральной Азии, станет вехой на пути высококачественного строительства «Одного пояса и одного пути», построения китайско-центральноазиатского сообщества с единой судьбой и содействия региональной стабильности и развитию.
Практически такой же формат сотрудничества со странами региона практикуют и другие державы: Россия и США, а также и некоторые региональные игроки, например, как Япония и Индия.
Напомним, что 25 января 2022 года лидеры Китая и пяти стран ЦА провели онлайн-саммит, посвященный 30-летию установления дипотношений. Однако предстоящая очная встреча имеет совсем иное значение.
Она станет первым саммитом в рамках механизма сотрудничества «Китай + 5 стран Центральной Азии» /C+C5/, символизируя его выход на новую ступень.
По мнению многих присутствовавших экспертов переговоры в Сиане имеют ключевое значение для реализации уже намеченных и только планируемых масштабных инфраструктурных проектов, которые будут иметь ключевое значение для экономического развития региона на десятилетия вперед.
И речь не только о строительстве железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, которая станет кратчайшей транспортной сухопутной артерией большой емкости, которая свяжет огромные системы грузоперевозок Азии и Европы, и готовности Пекина делать крупные инвестиции в энергетические проекты, в том числе в Кыргызстан.
Центральная Азия, которая расположена в самом сердце Евразии, является стратегическим мостом, соединяющим Восток и Запад. Страны региона всегда придерживаются сбалансированных дипломатических отношений со всеми государствами и стремятся к независимости и самостоятельности.
Эксперты напомнили, что буквально на днях все президенты ЦА провели встречу в Москве с президентом Владимиром Путиным, и сейчас отправляются на переговоры с главой Китая Си Цзинпином.
Это может говорить о том, что идет выстраивание фундамента многостороннего и многоуровневого взаимодействия для широкого полноформатного сотрудничества, где Центральная Азия в буквальном смысле становится мостом взаимодействия между Китаем и Россией. Поэтому регион должен быть экономически развит, успешен, самодостаточен и стабилен с точки зрения безопасности.
Встреча в Сиане будет иметь историческое значение и формат сотрудничества Китая переходи на более существенный уровень от двухстороннего взаимодействия со странами к региональному, считает политолог Бакыт Бакетаев.
«То, что Си Цзинпин пригласил к себе всех лидеров стран Центральной Азии очень символично, время к этому подошло.
Если раньше каждая страна вела переговоры с Китаем на двусторонней основе, то формат «5+1» позволяет масштабировать повестку, подняв уровень рассматриваемых вопросом до региональных проектов с учетом позиции и интересов каждого.
Это новая форма диалога, качественно иной статус взаимодействия и значимости принятых решений», - отметил он.
По словам политолога и аналитика Марса Сариева, визит лидеров стран ЦА в Москву перед саммитом в Китае еще раз подтверждает, что Россия и КНР консолидируют свои усилия.
«Если помните, Садыр Жапаров должен был стать чуть ли не единственным лидером, которого пригласили в Москву.
Другие лидеры держали паузу и за сутки до начала подтвердили и остальные главы.
По всей видимости Пекин сделал месседж всем остальным лидерам стран региона, чтобы те посетили Москву дабы не породить в инфополе сообщения, что лидеры стан ЦА не поехали в Россию, а в Китае были полным составом. Западные СМИ начали бы писать, что регион уходит под полное влияние Пекина. Здесь бы проиграл бы как КНР так и РФ», - отметил Сариев.
Также другим примером может является историческое примирение между Саудовской Аравией и Ираном, которое произошло при посредничестве Китая, но и не без помощи России. Это колоссальный прорыв для мира и проигрыш для США и Запада.
При этом он отметил, что Китай на методологическом уровне в этих отношениях с Россией является доминирующим.
«По этой причине США предлагал Пекину формулу управления миром G2, то есть им бы управляли бы два центра силы – Вашингтон и Пекин, но последний не пошел на эту сделку.
Так как китайцы понимают, что американцы могут их обмануть, как поступили с русскими при СССР. Главный соперник для Запада – Китай. Поэтому возможно создание очага напряженности и на Тайване», - добавил Сариев.
По словам эксперта, предстоящий саммит в Сиане - это четкий сигнал к тому, что Китай будет присутствовать в нашем регионе не только как успешный экономический партнер, способный инвестировать в крупные инфраструктурные проекты в рамках стратегии «Один пояс – один путь», теперь Пекин выступает еще и как мощная стабилизирующая сила, объединяющая и консолидирующая регион.
Для Кыргызстана и всего региона это еще один фактор стабильности и перехода на новый экономический уровень развития».
Американцы собирались перекрыть морские пути, которые они контролируют Ормузский пролив и отрезать Китай от поставок нефтепродуктов, но Пекин сегодня выстраивает свои транспортно-логистические коридоры по сухопутной части, которые проходят в том числе и через территории стран Центральной Азии.
Системный аналитик и историк Бактыбек Саипбаев тоже считает, что Китай и Россия сегодня объединяются, что не нравится Западу и готовы разделить сферы влияния – определить новые границы.
«Путин и Си договорились о тесном сотрудничестве в том, числе и поставок Россией Китаю современного вооружения, а Китай будет вкладывать в российский ВПК.
А также сегодня мы можем говорить о начале «Большой игры» 2.0. То есть, «Большой Медведь» и «Красный дракон» объединились против «английского льва» и «американскими ослами»», - считает историк.
Саипбаев развеял опасения того, что Запад как-то может зажать страны ЦА и Россию санкциями и поубавить пыл.
«У стран региона нет тесных экономических отношений с Западом. Товарообороты с США и Европой очень низкие нежели с Россией и Китаем. По этой причине опасений того, что их санкции как-то серьезно ударят по нашим экономикам не критичны.
Конечно, есть и другой аргумент, что якобы западные «товарищи» имеют компроматы на руководителей стран региона и могут заморозить их счета в западных банках и отобрать большие деньги. Однако думаю, что народы наших стран никак не пострадают даже от этого факта, возможно даже скажут спасибо, что отобрали «грязные деньги»», - сказал Саипбаев.
Он также уверен, что Центральная Азия стоит на пороге больших и позитивных перемен, при этом их успех зависит от стабильности и безопасности в регионе.
«Наш регион становится центром геоэкономического сотрудничества, и между Китаем и Россией принят принципиальный план развития транспортных коридоров.
Москва готова финансировать проекты, такие как строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан и ГЭС «Камбар-Ата – 1», что подчеркивает отсутствие противоречий между Россией и Китаем.
Их интерес заключается в стабильности и процветании нашего региона. Китай заинтересован в создании мощного сухопутного транспортного коридора для непосредственной торговли не только с Россией, но и с Европой без посредников, контролирующих морские перевозки.
В результате наш регион ожидают изменения экономики, логистики, и появления новых производств.», - подчеркнул Бактыбек Саипбаев.
О возможных рисках
Страшилки Запада о том, что Китай может поглотить своих соседей в том, числе и страны Центральной Азии не имеют достаточных оснований, но все же угрозы и риски существуют.
В этом плане стоит отметить, что Китай в своей кредитной политике. В ее рамках Поднебесная практически не прощали долги стран-партнеров, а в их взамен они получали различные преференции: размещение военных баз, передача стратегических объектов в долгосрочное пользование, получение контрольного пакета предприятий и другое.
Об этом в июне 2022 года говорил и председатель Кабмина Кыргызстана Акылбек Жапаров. Тогда он предупредил, что если республика не выплатит долг, Китай может забрать под своё управление 3 крупных стратегических объекта.
Речь о Бишкекской ТЭЦ, альтернативной дороге Север — Юг и ЛЭП Датка — Кемин.
«Я не пугаю, но если мы не сможем выплатить долг, Экспортно-импортный банк Китая введёт управляющую компанию, которой перейдут объекты. Поэтому мы должны избавиться от петли, которая у нас на шее.
Надо всем объединиться и работать в одном направлении, а не сидеть, только надеясь на Бога. Мы должны сохранить независимость. Я верю, что по крайней мере, мы сможем выстоять с точки зрения экономики», — заявил Акылбек Жапаров в парламенте.
Например, в Шри -Ланке и Пакистане власти этих стран передали в китайским гокомпаниям China Merchants Port Holdings и "China Overseas Port Holding" важнейшие порты Хамбантота и Гвадар. Еми отдали контрольный пакет акций и сам порт в аренду на 99 лет и 43 года. Однако такой обмен не погасил полностью долг — Китай простил Шри -Ланке 1,1 миллиарда долларов из 48,3.
В африканском Джибути у Китая есть уже одна иностранная база в Джибути на Африканском Роге, рядом с важной транспортной артерией на границе между Азией и Европой. Как отмечает Asia Times, военного присутствия в восточноафриканском государстве власти Китая добились за счет суммарных займов, которые достигли половины ВВП Джибути.
Более близкий пример — и географически, и финансово — находится в Таджикистане. В 2018 году стало известно, что власти этой страны передали Китаю золоторудное месторождение Верхний Кумарг в обмен на строительство ТЭЦ "Душанбе-2".
Теплоцентраль обошлась почти в 350 миллионов долларов, из которых львиную долю (330 миллионов долларов) дал в долг именно Китай. Вместе с этим задолженность перед КНР у Таджикистана составила свыше 1,2 миллиарда долларов.
По данным Главного управления геологии при правительстве Таджикистана, разрабатывать рудник в Согдийской области будет компания ТВЕА, которая и строила ТЭЦ. Компания станет добывать золото на месторождении до полной компенсации средств, вложенных в строительство. После возврата долга будет подписан новый договор на новых условиях.
По словам политолога Дениса Бердакова, как таковой опасности в укреплении сотрудничества с Китаем нет как об этом иногда пишут некоторые СМИ. Однако стоит отметить, что некоторые риски существуют.
«Они больше связаны с опасностью, передачи под внешнее управление инфраструктурных объектов, которые были профинансированы в кредит Пекином, до той поры пока долг не будет погашен.
А также есть еще риск технологического поглощения Поднебесной страны региона, хотя, по сути, мы и так зависим уже от многих товаров, которые производятся в Китае.
Чтобы такого не было мы должны как они поставлять туда какие-либо товары или услуги, а не только природные ресурсы», - сказал политолог.
Политолог Шерадил Бактыгулов считает что риски есть и они больше связаны с тем, что зачастую нашими правительствами подписываются соглашения, которые в полной мере не реализуются.
Так например, правительство КР заключило соглашение с КНР о поставке винограда в Китай. Однако республика не может им полноценно удовлетворить потребности даже один из районов столицы.
Поэтому так подобные соглашения остаются не реализованными и только для галочки. В этом плане не совсем ясно, чем занимаются соответствующие отделы в правительстве, которые занимаются подготовкой и проработкой анализа секторов экономики и где этот анализ перед тем как предлагать подписывать такие соглашения.
И конечно в этот раз думаю также на двухстороннем порядке Кыргызстан с Китаем заключит какие-либо соглашения, но есть опасения, что не все они будут реализованы.
Так как у нас есть еще хорошее соглашение о поставках в Поднебесную черешни, но у нас до сих пор не решен вопрос по соблюдению фитосанитарных норм, а в Китае эти стандарты по производству пищевой промышленности намного выше чем у ИСО. Мы сегодня не может выполнить стандарты ЕАЭС, о чем нам постоянно предъявляются претензии со стороны Россельхознадзора (России). Эти проблемы существуют давно, аж с 2015 года. При этом возможности существуют.
Также Бактыгулов подтвердил тезис Бердакова о том, что несмотря на то, что Китай является одним из главных торговых партнеров Кыргызстана, но лишь лидером в экспорте своих товаров (поставил в КР более $3,5 млрд), но закупил лишь на 40 млн долларов. В этом плане наблюдается отрицательный дисбаланс.
Однако политолог отметил, что для всех стран Центральной Азии проведение этого саммита в Китае знаменательно тем, что Пекин 10 лет тому назад озвучил свою инициативу создания проекта Шелкового пути «Один пояс – один путь», а для Кыргызстана важна тем, что в 2013 году между Бишкеком и Пекином было установлено стратегическое партнёрство, сегодня оно переросло во всеобъемлющее.
По его мнению, сближение с Поднебесной не несет существенных угроз странам региона.
Ведь в основу внешней политики, проводимой Китаем, заложены такие принципы (на Бандунгской конференции), как развитие добрососедства, невмешательство во внутренние дела, уважительное отношение к культуре и традициям народов.
«В настоящее время КНР, пожалуй, единственная страна, которая строго придерживается международного права, не нарушая его; уважает суверенитет других государств, не прибегает к шантажу и никому ничем не грозит.
Поэтому я не вижу причин для того, чтобы опасаться наращивания потенциала экономического сотрудничества Кыргызстана и Китая», - подчеркнул Шерадил Бактыгулов.
Также эксперт привел в пример работу такой организация как ШОС. Она, по его мнению, является единственной, где решения принимаются на основе консенсуса, даже в Совбезе ООН его нет, там некоторые страны обладают правом ВЕТО.
Авто: Азиз Пиримкулов
Курсы валют
Погода