• Политика
  • Экономика
  • Общество
 
814 Категория: Центральная Азия - Опубликовано: 02/06 - 17:58

Бишкек, 2 июня - Eurasia Today. В конце мая заместитель министра иностранных дел Ирана по экономической дипломатии Мехди Сафари сообщил о готовности Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Туркменистана участвовать в проекте порта Чабахар.

Отмечается, что таким образом центральноазиатские страны хотят осуществлять транзит своих товаров и некоторые из них получить доступ к морским портам. 

Напомним, что эти намерения страны региона озвучивают уже не впервый раз. Центральная Азия и Индия еще в январе 2022 года договорились создать совместную рабочую группу по развитию иранского порта Чабахар.

Решение об этом зафиксировано в Делийской декларации, принятой 27 января по итогам первого онлайн-саммита «Индия – Центральная Азия».

«Страны Центральной Азии приветствовали предложение Индии создать совместную рабочую группу по развитию порта Чабахар для решения вопросов свободного перемещения товаров и услуг между Индией и странами Центральной Азии», — говорится в документе.

Стороны согласились с планом включить порты Чабахар и Туркменбаши в структуру международного транспортного коридора «Север – Юг».

Они также отметили предложение туркменской стороны организовать в сотрудничестве с ООН Международную министерскую транспортную конференцию для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, она состоится в Туркменистане в апреле 2022 года.

Порт Чабахар — единственный океанский порт Ирана на Макранском побережье. Индия очень заинтересована в его развитии, так как это позволит доставлять товары в Афганистан, минуя территорию Пакистана.

Чабахар является самым дешевым, безопасным и надежным путем соединения двух самых густонаселенных рынков мира, включая 21 страну в Индийском океане с населением около 2 млрд человек и страны Центральной Азии, Кавказ и Восточную Европу с населением около 800 млн человек.

 

По мнению специалистов, организация экспорта по маршруту «Мумбаи — Чабахар – Кабул» позволит экономить около трети стоимости и времени транспортировки товаров, что повлечет снижение цен на индийскую продукцию.

Власти Индии обязались инвестировать $500 млн в развитие Чабахара и $1,5 млрд — в строительство ряда автомобильных и железных дорог.

Среди других договоренностей, достигнутых на онлайн-саммите, — создание совместной рабочей группы по Афганистану, проведение в октябре 2022 года в Душанбе международной конференции в рамках «Душанбинского процесса по противодействию финансированию терроризма», открытие в Нью-Дели Индийско-Центральноазиатского центра, развитие прямых контактов между штатами Индии и регионами стран Центральной Азии и другие.

Казахстан

Морские пути Ирана могут дать странам Центральной Азии доступ к открытому морю. В последние годы эти страны уделяли особое внимание дорогам на юге Ирана, особенно международному транзитному коридору "Север-Юг".

Порт Чабахар в самой южной части Ирана, с его стратегическим местоположением, является самой близкой дорогой, доступной для стран Центральной Азии, не имеющих выхода к открытому морю, поэтому порт имеет большое значение.

Существует сильное желание строить и инвестировать в этот район на местном и международном уровнях. Казахстан, например, как крупнейшая экономика в Центральной Азии с ВВП в 160 миллиардов долларов, выразила готовность инвестировать в Чабахар.

Для Казахстана важно соединить железнодорожную сеть Казахстана с сетью железных дорог Ирана и обеспечить дешевый и быстрый доступ к стратегическому порту Чабахар.

Одной из основных целей Казахстана иметь доступ к Чабахару, является экспорт сельскохозяйственной продукции, поэтому эта страна планирует включить в свою повестку дня строительство складов и ниш в порту Чабахар в Иране.

Участие в китайском проекте "Шёлковый путь" также является еще одной возможностью для Казахстана в этой области.

Туркменистан

Туркменистан, в свою очередь, выразил заинтересованность в инвестировании в район Чабахар, с целью экспортировать товары в различные части мира через Чабахар.

Государственные власти этой страны подчеркивают важность порта Чабахар для доступа Ашхабада к мировым рынкам.

В настоящее время Туркменистан присоединен к сети железных дорог Ирана через два погранперехода Сарахс и Инче Борун, которые являются воротами в страны Центральной Азии.

Узбекистан

Ташкент стремится инвестировать и использовать особое местоположение свободной экономической зоны Чабахар через международный транзитно-транспортный коридор "Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман". Что касается Чабахара, то у Ирана и Узбекистана есть планы, такие как соединение железных дорог Узбекистана к Афганистану и доступ к Ирану по этому маршруту.

Таджикистан и Кыргызстан

Таджикистан и Кыргызстан особенно нуждаются в использовании порта Чабахар в связи с тем, что эти страны имеют слабую экономику, не имеют в Центральной Азии выхода к морю и хотят диверсифицировать свою экономику.

В общем, можно сказать, что порт Чабахар предоставляет странам Центральной Азии преимущество для транзита и экспорта своих товаров по железным дорогам, связанных с транспортной системой Ирана.

Свободная экономическая зона Чабахар, как единственный морской порт в Иране, соединяет страны Центральной Азии с открытым морем и вытаскивает их из геополитической и экономической ямы.

Как уже отмечалось, порт Чабахар обладает не только региональной возможностью для транзита товаров, но и трансрегиональными возможностями, которые будут способствовать экономическому развитию и стабильности региона.

Теги:

Курсы валют

IRR
0.02
-1.52
USD
80.98
-0.28
EUR
82.36
+0.02
KZT
0.17
-0.18
RUB
1.33
+0.47
TJS
7.99
-1.18
TMT
23.43
-1.19
UZS
0.01
-1.32

Погода

 

+34°C Тегеран
+20°C Москва
+15°C Нур-Султан
+30°C Бишкек
+27°C Алматы
+36°C Душанбе
+36°C Ашхабад
+34°C Ташкент

Соцсети