• Политика
  • Экономика
  • Общество
 
716 Категория: Экономика - Опубликовано: 19/05 - 12:42

Бишкек, 19 мая – Eurasia Today. В Тегеране недавно произошло важное событие в области создания альтернативного международного транспортного коридора «Север-Юг» действующему морскому пути. Для его полноценного запуска необходимо завершить участок железной дороги «Решт–Астара» на территории Ирана в 162 км. Однако есть и другие факторы, которые тормозят перевозку грузов - таможни Азербайджана и Казахстана.

По словам, президента России Владимира Путина, запуск коридора «Север-Юг» будет использоваться для перевозок продовольствия агрокомплекса для потребителей в Иране,а также для Африки.

Срок доставки грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург должен снизиться до 15-24 дней, тогда как действующий маршрут через Суэцкий канал составляет 30-45 дней.

Также Путин подчеркнул, что Москва рассчитывает на скорейшее завершение подготовки соглашения между Россией, Ираном и Азербайджаном о сотрудничестве по развитию ЖД и грузоперевозок.

На завершение строительства указанного отрезка Россия выделит Ирану межгосударственный кредит на 1,4 млрд долларов США, а общая стоимость проекта  составляет 1,6 млрд евро. Стороны подписали соответствующее соглашение.

Мнение эксперта

Подписание российско-иранского соглашения по строительству участка железной дороги «Решт–Астара» на территории Ирана для развития перевозок по международному транспортному коридору «Север-Юг» имеет, конечно, важное значение.

Однако торможение грузов происходит не только из-за незавершенности железнодорожной логистики, но и в силу поведения азербайджанской таможенной службы, прохождению грузов нередко препятствующей. Аналогичная ситуация происходит и на казахстанском участке восточного маршрута МТК "Север-Юг", пишет российский ученый, востоковед Александр Князев.

По его словам, представители российских и иранских логистических компаний заявляют о необходимости форсированного развития морской инфраструктуры.

Развитие морских перевозок позволит обойтись без участия Азербайджана и Казахстана или, во всяком случае, существенно снизить зависимость от Баку и Астаны.

"Не случайно же кыргызские перевозчики уже вполне серьезно собираются осваивать маршрут через Узбекистан, Туркмению и Каспий, минуя казахстанскую таможню, изощренно старающуюся тормозить транзит в Россию.

Кстати, те же российские специалисты отмечают, что самый легкий участок восточной железнодорожной ветки — это туркменский. А через Каспий и в обход Казахстана маршрут рассматривают не только в Кыргызстан, но и в Таджикистане". 

Зангезуркий конкурент

Как отмечают аналитики паблика "Рыбарь", поведение конкретно азербайджанской стороны скорее обусловлено собственными планами развития транспортной инфраструктуры в Закавказье.

Речь идёт о многолетнем проекте Зангезурского коридора, перспектива реализации которого замаячила перед Алиевым после победы в 44-дневной войне.

Если строительство участка железной дороги «Решт — Астара» будет закончено и «Север — Юг» заработает на полную мощность, то у проекта Зангезурского коридора будет серьезная конкуренция, и далеко не факт, что он будет более рентабелен.

Поэтому возникающие проблемы на таможне больше похожи на желание досадить конкуренту. И выходом из этой ситуации действительно является развитие морской инфраструктуры через Каспийское море.

Как увеличить грузопоток до 100 млн тонн в год?

По мнению основателя группы «Дело» Сергея Шишкарева, если проложить железнодорожную ветку с 🇷🇺российской колеей через весь Иран к южным портам, то объем грузоперевозок может вырасти до гораздо больших показателей.

Эксперт считает, что в этом случае к 2030 году объем грузоперевозок может увеличиться до 60 млн тонн в год, а к 2050 году — до 100 млн тонн. В том числе до 1 млн TEU к 2030 году и почти до 2 млн TEU — к 2050 году.

«Только зерно, тяготеющее к этому региону, произведенное в 🇷🇺России и 🇰🇿Казахстане — это 10 млн – 15 млн тонн потребления в данный момент», — заявил он, выступая на международном форуме «Россия - Исламский мир». 

По МТК проходят три маршрута: транскаспийский предусматривает проход грузов через порты Астрахани и Махачкалы, западный – транспортировку по Азербайджану до пограничной станции Астара, восточный – железнодорожный маршрут из России с выходом на железнодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу Теджен – Серахс.

Сейчас грузы на этом участке перевозятся автотранспортом, что сдерживает развитие всего коридора протяженностью 7200 км из-за необходимости двойного перегруза товара с одного вида транспорта на другой.

Азербайджан еще в 2017 г. выделил Ирану льготный кредит в размере $500 млн на строительство недостающей части отрезка. В целом строительство этой линии оценивалось в $2 млрд.

Теги:

Курсы валют

IRR
0.02
0.00
USD
87.58
+0.08
EUR
94.27
+0.42
KZT
0.20
-0.10
RUB
1.06
-0.79
TJS
8.03
0.00
TMT
25.02
-0.01
UZS
0.01
0.00

Погода

 

+31°C Тегеран
+16°C Москва
+25°C Астана
+36°C Бишкек
+34°C Алматы
+38°C Душанбе
+33°C Ашхабад
+38°C Ташкент

Соцсети