• Политика
  • Экономика
  • Общество
 
×

Ошибка

Не удалось подключиться к серверу НБКР.
1322 Категория: Мнения экспертов - Опубликовано: 17/12 - 01:03

БИШКЕК, 17 декабря. — Eurasia Today.  О том что мешает Турции и Азербайджану войти в ЕАЭС и о том, как это отразится в геостратегической перспективе на другие страны, в материале «Eurasia Today», рассуждает эксперт по Ближнему Востоку Камран Гасанов.

В экспертном сообществе нередко можно встретить предложения о подключении Азербайджана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Такие разговоры, несмотря на серьезные трудности, имеют под собой основание. Достаточно вспомнить, что Азербайджан был одной из cтран бывшего СССР, не пожелавшей выходить из его состава.

В отличие, кстати, от Армении и Грузии, бойкотировавших референдум 17 марта 1991 года о сохранении СССР, население Азербайджана 93-мя процентами поддержали сохранить единое государство. Этот результат выше, чем в Татарстане, Башкирии, Белоруссии и Украине. Конечно, с тех пор прошло уже довольно длительное время. За 30 лет в Азербайджане планомерно укреплялось турецкое влияние. Тем не менее, доля русскоязычных в этой стране довольно высока. По некоторым данным, как минимум 50% населения республики говорит по-русски.

Один только лингвистический фактор дает достаточно весомые основания для того, чтобы Азербайджан мог быть полноценным членом ЕАЭС, рабочим языком которого является русский.

Но не только он. Россия является третьим рынком для азербайджанских товаров, и на ее долю приходится до 20% импорта Азербайджана. Долевое участие СНГ в импорте страны составляет 26%. В азербайджанском экспорте доля СНГ в 2020 году выросла почти в два раза – с 5,94 до 9,13%.

Вступление в Евразийский экономический союз позволило бы отменить таможенные сборы, упростить экспорт-импорт и к тому же улучшить положение азербайджанских граждан на рынке труда стран Союза. Равный доступ к труду оказался бы на руку десяткам тысячам азербайджанцев, проживающим в РФ, но не имеющим «красного паспорта», и тем, кто хочет временно работать в России, но испытывает естественную дискриминацию.

Участию Азербайджана способствуют также партнерские отношения со многими его членами. Россия является стратегическим партнером, Казахстан и Кыргызстан близки по языковому и религиозному принципу, а Беларусь, с его бессменным лидером Александром Лукашенко традиционно поддерживал Баку по карабахскому вопросу и продавал стране системы вооружений, как например, РСЗО «Полонез».

Такую же поддержку Азербайджану всегда оказывал бывший лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев. Идеолог евразийства в 2014 году говорил, что «Армения в ЕАЭС может войти только без Карабаха».

На днях Назарбаев предложил Баку вступить в Евразийский экономический союз на правах наблюдателя.

«Я сердечно приветствуют налаживание отношений между Арменией и Азербайджаном после многолетней размолвки. Я думаю, мы все так считаем. При этом, как раньше говорили, считаю возможным провести переговоры с Азербайджанской Республикой, чтобы она тоже стала наблюдателем», - сказал Назарбаев.

Очевидно, что пожелания казахстанского лидера высоко оцениваются азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым. Однако следует понимать, что географическое положение, особые отношения с Турцией (как культурные и экономические), связи с европейскими нефтяными компаниями (BP, ExxonMobil и другие) и стратегия на многовекторность, очерченная Гейдаром Алиевым, мешают Баку входить в какие-либо геоэкономические и геополитические блоки.

Но не это самое важное. Самое главное препятствие кроется в том, что в ЕАЭС, как и в ОДКБ, присутствует Армения, которая все еще имеет территориальные претензии к Азербайджану, не признает Нагорный Карабах частью Азербайджана и затягивает ввиду этого с делимитацией границ. 

По мнению Назарбаева, потенциальным партнером ЕАЭС могла бы быть и Турция. «Господин Эрдоган, президент Турции, был у нас с визитом, и он высказал такое пожелание - заключить торговое соглашение с Евразийским союзом, надо его изучить», - заявлял Назарбаев в 2015 году.

Вступление Турции в ЕАЭС в экономическом плане имеет не меньше перспектив и аргументов, чем Азербайджана. Достаточно вспомнить, что Турция – пятый торговый партнер России. А для этой страны Россия главный источник газа и строитель первого атомного проекта «Аккую».

Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган уже заявляли, что намерены наращивать товарооборот с $22-25 млрд. до $100 млрд. Снижение или полное снятие таможенных сборов даст лишь стимул достичь этой заветной цели. Турецкий бизнес активно работает в России и республиках Средней Азии.

В то же время, как и в случае с Азербайджаном, стоит учитывать высокий процент торговли с Европой. Около половины всего импорта и экспорта Турции приходится на Европейский союз, куда Анкара уже полвека пытается вступить.

С 1996 года Турция находится в Таможенном союзе с Евросоюзом. Несмотря на все сложности в отношениях с Грецией, Кипром, Францией и другими странами-членами ЕС, недовольных внешней и внутренней политикой Реджепа Тайипа Эрдогана, формально Анкара не отказывалась от цели вступления в экономический блок.

В геоэкономической конструкции пока все еще зависимая и ориентированная на Европу Турция служит «проводником» для Азербайджана. Если Анкара совершит поворот на восток и пойдет на интеграцию с ЕАЭС, то это, безусловно, облегчит вступление и Азербайджана в евразийские структуры. Ведь одно из главных опасений официального Баку - отчуждение от братской Турции при вступлении в чужой альянс – отпадет сам с собой.

В краткосрочной перспективе, скорее всего, и Баку, и Анкара будут продолжать многовекторную экономическую политику, используя преимущества торговли, как с Европой, так и Россией и Ближним Востоком.

Вступление в евразийские альянсы для Азербайджана в одиночку может восприниматься в этой республике как передача своего суверенитета и в какой-то мере подчинение воле Москвы. При сохранении конфликта из-за Нагорного Карабаха – ведь зона ответственности миротворцев все еще не под контролем Баку – передача суверенитета несет в себе риски дальнейшего замораживания. Будучи членом ЕАЭС у Азербайджана будет меньше независимости и аргументов требовать полного восстановления своей территориальной целостности. Не говоря уже о членстве в ОДКБ.

В долгосрочной перспективе вступление Азербайджана в ЕАЭС вполне логично и экономически оправдано, но при условии окончательного решения карабахского вопроса и открытия границ с Арменией.

Решение того же карабахского вопроса создаст предпосылки и для полной нормализации Армении с Турцией, без чего любая форма интеграции Анкары с ЕАЭС тоже невозможна.

Запущенный недавно механизм «3+2» с участием России, Турции, Ирана, Азербайджана и Армении, имеющий цель активизировать торговлю и транспортные пути в регионе – по сути, и является эскизом интеграции ЕАЭС с Турцией и Азербайджаном.

В этом смысле предложенное Назарбаевым членство двух стран в качестве наблюдателей в ЕАЭС выглядит вполне логично, не ущемляя при этом их порывы к многовекторной и независимой внешней политике.

Камран Гасанов

Теги:

Курсы валют

IRR
0.02
-1.03
USD
81.57
0.00
EUR
79.55
0.00
KZT
0.17
0.00
RUB
1.36
0.00
TJS
7.92
-1.21
TMT
23.16
-1.25
UZS
0.01
-1.33

Погода

 

+26°C Тегеран
+13°C Москва
+9°C Астана
+12°C Бишкек
+16°C Алматы
+27°C Душанбе
+25°C Ашхабад
+24°C Ташкент

Соцсети